Кулич хлебный символ Пасхи

Пасхальный кулич

Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Источник: www.pravmir.ru

Что символизирует пасхальный кулич в православии

Что символизирует кулич? Наряду с вопросом о традиции красить куриные яйца к Светлому Христову Воскресению, это один из важнейших вопросов подготовки к важнейшему христианскому празднику года. На вопрос, что символизирует пасхальный кулич, на портале Православие.Ру ответил Иеромонах Иов (Гумеров).

Особое место Спасителя

Во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Предание гласит, что после того, как Христос воскрес, он посещал апостолов во время совершения ими трапез. Для него было предназначено особое место в центре стола, которое никто не занимал. Именно там и лежал предназначенный для Спасителя хлеб. На основе этих событий позднее сформировалась традиция оставлять хлеб в храме (сегодня мы называем его артос). Как это делали апостолы, в храме артос оставляют на специально отведенном для этого столе.

Во время Светлой Седмицы артос несут с собой во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу раздают верующим в знак благословения. Со временем у верующих сформировалась еще одна традиция: поскольку семья представляется как малая Церковь, то и в каждой семье может быть свой артос. Это и есть тот самый хлеб цилиндрической формы из сдобного теста — кулич или kollikion, круглый хлеб по-гречески.

Читайте также:  Пиво во время поста в православии и католицизме

Это слово постепенно вошло в европейские языки: kulich — в испанском, koulitch — по-французски. В этом и заключается ответ на вопрос, что означает пасхальный кулич в православии. Приготовляя куличи (пасхи, паски) к Светлому Христову Воскресенье, верующие уповают на то, что в их доме также имеет место присутствие Спасителя.

Пасхальный кулич, каким мы его знаем в современном виде, заменил ветхозаветные опресноки. В отличие от последних артос всегда готовили на дрожжевом тесте, что означает переход от Ветхого Завета к Новому. Сам Иисус Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Что символизирует изюм в куличе? Ту самую сладость от соприкосновения с божественным, уверенность в обретенной защите и искуплении грехов.

Особое значение творожного кулича

Если кулич из сдобного теста, как правило, имеет форму цилиндра с «шапочкой» на верхушке, то творожную пасху формируют в виде пирамиды. Усеченная пирамида — символ гроба, в котором произошло великое чудо воскресение Иисуса Христа. Именно поэтому на одной из внешних сторон творожного кулича-пирамиды размещают буквы «ХВ» — Христос Воскрес.

На оставшихся сторонах пирамиды принято изображать крест, копье или трость, а также ростки и цветы, которые символизируют страдания, которые Спаситель понес на кресте. Таким образом, пасхальный кулич заместил на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей.

Что касается традиции приветствовать друг друга «Христос Воскрес!», то она берет свое начало в ранее описанных событиях, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Окрашенные на Пасху куриные яйца, особенно, в красный цвет, также служат символом возрождения и крови Спасителя, пролитой за все человечество.

В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Свеча в пасхальном куличе

Особый вопрос — что означает свеча в куличе. При подготовке к освящению в храме куличей, яиц и других продуктов, которые утром в Светлое Христово Воскресение поставят на праздничный стол, верующие зажигают в храме свечи и укрепляют либо в самом куличе, либо среди продуктов, а после несут домой зажженную свечу, таким образом, стараясь внести в дом свой символ Божественного Света и Благодатного Огня.

Благодатный Огонь появляется в храме уже не первое тысячелетие. И всегда это таинство. Первые задокументированные упоминания об этом датированы четвертым веком. А еще в 865 году монах Бернард писал, как «в Святую Субботу накануне Пасхи с раннего утра проводят службу до тех пор, пока с пришествием Ангела загорается свет в лампадах, висящих над Гробом».

В Храм Гроба Господня каждый год собираются тысячи паломников, которые хотят своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

От Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, а после специальными авиарейсами Благодатный Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят в храмы по всему миру.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. Главная свеча символизируют Иисуса Христа, а ее пламя — символ его воскресения. От этой свечи зажигают свечи верующие, а по окончании обряда освящения приносят в свои дома, где зажигают остальные свечи в знак принятия жертвы Христа и духовного очищения.

Источник: hristos-voskrese.ru

Пасхальный кулич – традиции, история, рецепты

Кулич — символ Пасхи, Воскресения Христова. Мы расскажем об истории праздника. Как правильно печь куличи? Надо ли освящать кулич? Есть ли у традиции готовить куличи языческие корни?

Кулич – это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально – языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич – прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья – это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич – домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб – это сдобный хлеб. Традиционный кулич – это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел “мини-кулич”. То, что сейчас называют пирожным “ромовая баба”. “Ромовая баба” изначально – кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую “версию” куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие “разговляются” и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху – это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы – это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе”.

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто “доходит”, потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Читайте также:  Вкусные пасхальные кексы вместо куличей

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне – главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное – не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Готовим пасхальный кулич

Для приготовления двух куличей потребуется:

  • 8 яиц
  • 1 кг муки
  • 0,5 л молока
  • 10 г сухих дрожжей
  • 200 г сахара
  • 10 г соли
  • 250 г сливочного масла
  • 100 г изюма

Рецепт:

В начале необходимо отделить желтки от белков. Белки с сахаром нужно взбить до устойчивой белой пены. Желтки смешать со сливочным маслом.

В муку добавить сахар, соль, дрожжи размешать и влить молоко (молоко должно быть комнатной температуры) и взбитые белки. Все это замешать, добавить изюм и влить желтки, размешанные с маслом. Тесто оставить «подходить» на 30-40 мин.

Тесто залить в форму и поставить в духовку на 40 мин. при температуре 300 градусов. Кулич готов. Ангела вам за трапезой!


Источник: www.078.com.ua

Пасхальный кулич: история заблуждений

Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба – не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» – калач.

Кстати, это созвучие – возможно случайно. Ведь слово «калач» – это производное от славянского “коло” (круг, колесо, кольцо). Буква “а” появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание – «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:

Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» – это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи». Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное» (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: “Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так”. И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.

Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно – подовый кулич:

Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?

В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне “демократическом” меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно – бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля – Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, – не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.

Читайте также:  Как построить коптильню из кирпича своими руками

Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт – стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор – ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века – это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется – «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово “кулич” стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс – вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

Источник: p-syutkin.livejournal.com

История пасхального кулича

Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Просмотр содержимого документа
«История пасхального кулича»

История пасхального кулича

Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

У многих народов существовал обычай – печь весной хлеб, и приносить его в жертву земле. Ритуал был посвящен богам плодородия. Это еще раз говорит о том, что хлеб был основой основ во все времена. Он символизировал благополучие, здоровье и саму жизнь.

В христианских церквях принято печь хлеб. С ним связаны многие таинства, его раздают страждущим, он является многозначительным символом.

Пасхальный кулич – аналог церковного хлеба, однако его принято было готовить дома. И здесь интересно отметить – что у славян с куличом связаны не только христианские обряды. Отголоски язычества напоминают о себе, если рассмотреть, как обращались славяне с пасхальным хлебом. Его не только освящали в церкви, но и раскладывали кусочки в поле, призывая урожай. На кусочках кулича гадали, а по тому – какой получился кулич у хозяйки, определяли, насколько удачным мог быть предстоящий год. Например, растрескавшаяся корка считалась плохим знаком, а пышный, большой и ровный кулич символизировал благополучие в будущем.

Сахарный песок – 350 г

Живые дрожжи – 50 г

Сливочное масло – 200 г

Ванильный сахар – 1 ч. л.

Сахарная пудра – 150 г

Яйца, желтки и сахар смешать.

Добавить подогретое молоко (30°С). Растворить дрожжи. Добавить 100 гр муки.

Ввести соль. Все смешать и поставить в теплое место на минут 20-30.

Вводим просеянную муку, вымешиваем до однородной массы. В процессе вымешивания вводим растопленное сливочное масло и ванилин.

В конце добавляем цукаты и запаренный изюм.

Оставляем тесто в тепле, пока оно не увеличится вдвое.

Делим тесто на части и перекладываем в формочки. Формочку заполняем на 1/3.

Накрываем и оставляем.

Как только тесто увеличится в объеме в два раза, ставим в разогретую до 175°С духовку и выпекаем 40-50 минут.

Готовые куличи остужаем.

Взбиваем белок с сахарной пудрой.

Глазурную массу наносим на кулич. Украшаем цветным сахаром, вафельными картинками и т.д.

Прессованные живые дрожжи – 50 г

Мука (просеянная) – 1.200 кг

Сливочное масло – 700 г

Яйцо (по 60 гр) – 3 шт

Ванильный экстракт – 2-3 ч.л.

Растертый в порошок шафран – 3/4 ч.л.

Растертый в порошок мускатный орех – 1 шт

Растертый в порошок кардамон – 15 зерен

Изюм, заранее замоченный в смеси свежевыжатого апельсинового сока и коньяка или водки (алкоголя 30-25%) и откинутого на дуршлаг (часть изюма хорошо заменить сухими ягодами типа клюквы и вишни) – 300 г

Немного орехов (по желанию)

Глазурь, кокосовая стружка, толченый миндаль, цветной сахар

Яичные белки – 3 шт

Сахар (белый, мелкий) – 250 г

Сок небольшого лимона

Сделать опару. Дрожжи растворить в 1, 5 стакана теплого (не горячего! – ок 50 гр) молока. Добавить 2 чл сахара. Постепенно при помощи планетарного миксера (насадка «весло») соединить с 1 стаканом муки, вымесить до гладкости. Должна получиться текстура совсем жидкой сметаны. Оставить опару подниматься и наблюдать. Она должна увеличиваться в размере. Как только дойдет до максимальной точки и уже начнет опадать – она готова

Тем временем начать готовить тесто. Растереть желтки и яйца с 2/3 сахара. Добавить 0,5 кг муки – хорошо вымесить

Добавить в тесто опару и вымесить. Закрыть тесто с опарой полотенцем. Дать подняться вдвое.

Тем временем взять сливочное масло, добавить оставшийся сахар – и растереть добела.

Постепенно добавить оставшееся теплое молоко, соль, все пряности, водку и еще 0,5 кг муки – все очень хорошо вымесить.

Соединить поднявшееся опарное тесто с молочно-масляной смесью и хорошо вымесить. Должна получиться текстура очень густой сметаны. Закрыть тесто полотенцем. Дать подняться вдвое.

Порциями добавлять оставшуюся муку попеременно с изюмом, цукатами (и орехами, если их класть) – долго (не менее 20 минут) вымешивать – миксером (насадка «крюк») и руками . Финальное тесто должно быть не слишком плотным, но хорошо отлипать от стенок и от рук. В конце вымешивания руки можно немного смазать растительным маслом – и тесто не будет прилипать. Закрыть тесто полотенцем. Поставить в теплое место и дать подняться вдвое.

Разложить по формам (500-550 гр в каждую), заполняя их меньше, чем на половину. В центр каждой формы вставить зубочистку ((она должна возвышаться на 2/3). Поставить в теплое место и дать подняться почти доверху (не спешить!!)

Тем временем поставить духовку нагреваться до 180 градусов

Поставить в нагретую духовку и сразу снизить температуру до 175 гр – выпекать от примерно 30-35 минут. Смотреть через стекло: если куличи быстро коричневеют, немного снизить температуру) Готовность проверить зубочисткой.

Пока куличи остывают, сделать глазурь

Когда куличи остынут, обмазать глазурью, посыпать кондитерским конфети, кокосовой стружкой, толчеными орехами, цукатами, цветным сахаром и т.д.

Положить белки в миску и слегка взбить с небольшим количеством сахара. Энергично взбивать смесь, пока она не станет воздушной и гладкой

Понемногу добавить оставшийся сахар, взбивая после каждого добавления. Продолжать взбивать, пока вся смесь не станет очень плотной и белой

Добавить процеженный лимонный сок, взбить ещё раз

Совет: Использовать глазурь нужно сразу же или хранить 30 минут, накрыв сырой салфеткой, чтобы поверхность глазури не засохла. Взбить снова перед использованием

Источник: multiurok.ru