Пасхальный кулич его символика и значение

Пасхальный кулич

Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

Источник: www.pravmir.ru

Что символизирует пасхальный кулич в православии

Что символизирует кулич? Наряду с вопросом о традиции красить куриные яйца к Светлому Христову Воскресению, это один из важнейших вопросов подготовки к важнейшему христианскому празднику года. На вопрос, что символизирует пасхальный кулич, на портале Православие.Ру ответил Иеромонах Иов (Гумеров).

Особое место Спасителя

Во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Предание гласит, что после того, как Христос воскрес, он посещал апостолов во время совершения ими трапез. Для него было предназначено особое место в центре стола, которое никто не занимал. Именно там и лежал предназначенный для Спасителя хлеб. На основе этих событий позднее сформировалась традиция оставлять хлеб в храме (сегодня мы называем его артос). Как это делали апостолы, в храме артос оставляют на специально отведенном для этого столе.

Читайте также:  Мраморные яйца на пасху с луковой шелухой и зеленкой

Во время Светлой Седмицы артос несут с собой во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу раздают верующим в знак благословения. Со временем у верующих сформировалась еще одна традиция: поскольку семья представляется как малая Церковь, то и в каждой семье может быть свой артос. Это и есть тот самый хлеб цилиндрической формы из сдобного теста — кулич или kollikion, круглый хлеб по-гречески.

Это слово постепенно вошло в европейские языки: kulich — в испанском, koulitch — по-французски. В этом и заключается ответ на вопрос, что означает пасхальный кулич в православии. Приготовляя куличи (пасхи, паски) к Светлому Христову Воскресенье, верующие уповают на то, что в их доме также имеет место присутствие Спасителя.

Пасхальный кулич, каким мы его знаем в современном виде, заменил ветхозаветные опресноки. В отличие от последних артос всегда готовили на дрожжевом тесте, что означает переход от Ветхого Завета к Новому. Сам Иисус Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Что символизирует изюм в куличе? Ту самую сладость от соприкосновения с божественным, уверенность в обретенной защите и искуплении грехов.

Особое значение творожного кулича

Если кулич из сдобного теста, как правило, имеет форму цилиндра с «шапочкой» на верхушке, то творожную пасху формируют в виде пирамиды. Усеченная пирамида — символ гроба, в котором произошло великое чудо воскресение Иисуса Христа. Именно поэтому на одной из внешних сторон творожного кулича-пирамиды размещают буквы «ХВ» — Христос Воскрес.

На оставшихся сторонах пирамиды принято изображать крест, копье или трость, а также ростки и цветы, которые символизируют страдания, которые Спаситель понес на кресте. Таким образом, пасхальный кулич заместил на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей.

Что касается традиции приветствовать друг друга «Христос Воскрес!», то она берет свое начало в ранее описанных событиях, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Окрашенные на Пасху куриные яйца, особенно, в красный цвет, также служат символом возрождения и крови Спасителя, пролитой за все человечество.

В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Свеча в пасхальном куличе

Особый вопрос — что означает свеча в куличе. При подготовке к освящению в храме куличей, яиц и других продуктов, которые утром в Светлое Христово Воскресение поставят на праздничный стол, верующие зажигают в храме свечи и укрепляют либо в самом куличе, либо среди продуктов, а после несут домой зажженную свечу, таким образом, стараясь внести в дом свой символ Божественного Света и Благодатного Огня.

Благодатный Огонь появляется в храме уже не первое тысячелетие. И всегда это таинство. Первые задокументированные упоминания об этом датированы четвертым веком. А еще в 865 году монах Бернард писал, как «в Святую Субботу накануне Пасхи с раннего утра проводят службу до тех пор, пока с пришествием Ангела загорается свет в лампадах, висящих над Гробом».

В Храм Гроба Господня каждый год собираются тысячи паломников, которые хотят своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

От Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, а после специальными авиарейсами Благодатный Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят в храмы по всему миру.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. Главная свеча символизируют Иисуса Христа, а ее пламя — символ его воскресения. От этой свечи зажигают свечи верующие, а по окончании обряда освящения приносят в свои дома, где зажигают остальные свечи в знак принятия жертвы Христа и духовного очищения.

Источник: hristos-voskrese.ru

7 главных пасхальных символов

До Светлого Христова Воскресения осталось меньше недели! Это волнительное для нас торжество требует особенной подготовки: важно успокоить душу, навести порядок в мыслях и дома, чтобы создать вокруг себя атмосферу праздника.

В этом нам поможет знание всех пасхальных символов, которые играют немаловажную роль в подготовке и таят в себе глубокий смысл.

На Руси Пасха всегда отмечалась широко и торжественно. Известно, например, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху готовили до 37 000 яиц. А как мы готовимся в наши дни?

Сегодня мы предлагаем разобраться, какая история скрывается за каждым из символов и какое значение они имеют для нас сейчас.

1. Крест

Крест – это не только самый узнаваемый пасхальный, но и главный христианский символ. На кресте был распят Иисус Христос, Который воскрес на третий день после смерти. Именно поэтому мы каждый год отмечаем праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение. Христианство придало кресту совершенно новое значение: из символа смерти он превратился в символ обещания вечной жизни.

К распятию на кресте приговаривались преступники, совершившие особо тяжкие преступления. Официальным обвинением Иисуса Христа было «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (так расшифровывается латинская аббревиатура «INRI», которую можно увидеть на распятиях). Именно это было написано на табличке, которую Понтий Пилат, умывший руки от крови Иисуса, приказал прибить к Его кресту.

Смерть Иисуса – жертва, которую Он принес за искупление людей от греха.

Именно поэтому крест и воскресение – центральный момент библейской истории. Ведь благодаря этому верующие получили возможность обрести спасение от ада и вечную жизнь.

2. Красный цвет

Почему плащаница, которую выносят во время богослужений Страстной пятницы и Великой субботы, темно-красного цвета? Почему в этот же цвет принято красить пасхальные яйца?

Красный цвет в христианской традиции символизирует две вещи:

1. Кровь Христа, которую Он пролил на кресте.

2. Царское достоинство Христа, ведь христиане почитают Его как Царя Небесного.

В различных культурах красный цвет также является символом жизни.

3. Пасхальный агнец

Вам, конечно, доводилось слышать о пасхальном агнце. Традиция готовить ягненка на Пасху появилась во времена Ветхого Завета, перед исходом из Египта, когда евреи получили указание от Бога помазать косяки дверей кровью ягненка, чтобы избежать 10-ю казнь (смерть всех первенцев). Само животное нужно было зажарить и полностью съесть в ту же ночь в кругу близких, а остатки – сжечь до наступления рассвета.

Пасха (Песах) была установлена как ежегодный праздник в честь освобождения иудеев от египетского плена. Каждый год они все так же готовили пасхального агнца. Именно этот праздник отмечал Иисус Христос с 12 апостолами во время Тайной вечери, после чего был распят, а на третий день Пасхи воскрес.

Пасхального агнца понимают как прообраз Иисуса Христа на кресте – в Библии Его не единожды называют «Агнцем Божиим»: как и во времена Ветхого Завета от Божьего гнева верующих спасла кровь непорочной жертвы. Так в христианстве праздник освобождения от смерти и египетского плена превратился в праздник освобождения от вечного осуждения и плена греховного.

В некоторых странах (например, в Италии) принято готовить к пасхальному столу сладкого «ягненка».

4. Пасхальное яйцо

Старинный обычай красить на Пасху яйца появился в память о чуде Марии Магдалины. Она явилась к императору Тиберию и рассказала ему, что Христос воскрес. В подарок женщина принесла обычное куриное яйцо, как символ жизни. Тиберий не поверил и заявил: «Скорее яйцо станет красным, чем мертвец оживёт!»

Читайте также:  Рецепт приготовления постных щей из квашеной капусты

И тут же на глазах у правителя подаренное Марией яйцо покраснело. Потрясённый Тиберий воскликнул: «Воистину Христос воскрес!» С тех пор верующие на Пасху приветствуют друг друга именно так: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»

В старину на Руси эта традиция имела и практическое значение: в течение 40 дней Великого поста верующие отказывались от скоромной пищи, в том числе и от яиц. Чтобы яйца не протухли, их красили с луковой шелухой. Так они хранились до Пасхи и отличались по цвету от сырых яиц.

И в сам праздник было принято дарить друг другу не только крашеные яйца птиц, но и деревянные, резные и костяные расписные яйца, украшенные самыми удивительными способами. Специально к празднику проращивают зёрна овса или пшеницы на большом блюде или подносе, чтобы красиво выложить расписные яйца.

Во многих культурах яйцо считали символом жизни и потустороннего мира.

5. Пасхальный кулич

А знаете, зачем на Пасху пекут кулич? Христос после Воскресения приходил к ученикам во время их трапез. В скинии Моисея существовал специальный стол пресных хлебов предложения, куда ученики несли дрожжевой хлеб вместе с мирной жертвой благодарности для Христа.

Так появилась традиция оставлять на Пасху артос в храме (литургический хлеб, который используют в православном богослужении на Пасху). И в каждой семье стали печь свой хлеб для Христа в виде кулича, добавляя в него орехи и изюм. Ставя на пасхальный стол кулич, мы верим, что с нами незримо присутствует воскресший Христос.

На территории южной России и Украины кулич известен как «паска».

6. Творожная пасха

Ещё одно традиционное пасхальное блюдо — это пасха, сладкий творог с различными добавками. Пасха выкладывается в виде усечённой пирамиды и символизирует Голгофу — место распятия Иисуса Христа. Часто её украшают буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), изображения креста, копья, трости, ростков и цветов, символизирующих страдания и Воскресение Христа

Творожная пасха имеет форму пирамиды, что символизирует Гроб Господень, который в день Пасхи нашли пустым.

7. Пасхальный кролик

Главный народный символ Пасхи в странах Западной Европы – это пасхальный кролик (или заяц). Традиция ассоциировать это животное с праздником Воскресения Христова появилась приблизительно в XIII-XV веках.

В германской языческой мифологии заяц (или кролик) ассоциировался с Эострой (богиней зари, жизни и обновления природы).

С приходом христианства языческие традиции заменились на христианские. Так, на некоторых языках Пасха имеет название, которое произошло от имени Эостры: (Ostern – на немецком, Easter – на английском).

В существование пасхального кролика, который откладывает цветные куриные и шоколадные яйца, конечно, верят только маленькие дети, которые в пасхальное утро выходят на «охоту» за праздничными угощениями.

С 1991 по 2005 год при мюнхенском Центре необычных музеев существовал и Музей пасхального зайца, где экспонировалось более тысячи фигурок ушастого зверька из всевозможных материалов: дерева, фарфора, папье-маше, шоколада и т.д.

Источник: nikeabooks.ru

Все про кулич: традиции, история возникновения, что символизирует

Наверняка многим из нас хотелось бы сказать о куличе словами Пушкина: «Кулич — как много в этом слове для сердца русского слилось».

Но увы, эти Пушкинские слова совсем не про кулич. Ведь слово «кулич» совсем не русское и пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «кулич» означает «хлеб круглой или овальной формы». Даже традиция выпекать пасхальный хлеб отнюдь не русская, а пришедшая к нам с крещением Руси из древней Иудеи.

Но обо всем по порядку.

Что такое кулич?

Кулич — это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.

Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу в первый день Пасхи.

В русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.

Упоминается ли кулич в Библии ?

Библия о куличе

В Библии о куличе упоминаний нет и быть не может, потому что кулич – это относительно недавнее кулинарное изобретение XIX века. В Библии в качестве пасхального хлеба выступает обыкновенная пресная еврейская маца.

Что было прообразом кулича?

Греческий хлеб артос

Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.

Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет главенствующее значение.

А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.

Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.

В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки). Левит 23:5,6

Как видите, в Библии нет никакого упоминания ни о каких артосах, а тем более куличах или пасках.

Таким образом и артос, и кулич (паска) являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.

Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?

И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.

Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца. Безусловно, существование такого хлеба – вполне правдоподобная версия, поскольку в язычестве подобные обряды существовали повсеместно.

С появлением христианства на Руси языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).

Историки считают, что впервые слово « кулич» пришло на Русь из Греции только в XVI веке, а окончательно закрепилось только в XIX веке. Вплоть до XIX века на Руси пекли вовсе не куличи, а перепечу —открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку — творог, грибы или ягоды.

Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии», художник Пимоненко Н. К., 1891

Первые упоминания о перепече относятся к XVII веку, когда боярские жены везли перепечу на царский двор.

Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне и в целом напоминала современный каравай.

Читайте также:  Куличи украшение глазурью роспись

Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму?

Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.

Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.

Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом.

Источник: tvbesedka.com

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

Cлучайное:

Что означают пасхальные куличи и яйца ?

Что означают пасхальные куличи и яйца, и зачем мы их освящаем ?

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич — символ замены Ветхого Завета на Новый.

Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.

Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! — а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.

Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.

Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

Источник: dishupravoslaviem.ru